Основы православия

Мы ВКонтакте

Православные сайты


Сайт патриархии Сайт митрополии
Кокшетауская и Акмолинская Епархия Алматинская Православная Духовная семинария
Храм священномученика Елевферия Православная Интернет-карусель
Телестудия Семиречья

 

Духовно-нравственное воспитание как средство профилактики суицида

 

В нашей жизни мы очень часто встречаем такие ситуации, когда человек лишает себя жизни сам. Это происходит как с молодежью так и с людьми среднего возраста и даже среди старческого. Причины по которым люди идут на суицид могут быть как социальные, так и духовные. Среди них можно выделить наиболее распространенные:

– Нерешенные проблемы;

– Долги;

– У молодежи не разделенная любовь;

 

– Потеря жилья и работы;

– Разрушение семьи(бракоразвод в результате ряда причин: прелюбодеяния, избиения, алкоголизма, проституции и др.);

– Так же в современной тенденции появились различного рода игры, которые ведут кураторы через социальные сети в Интернете, которые оканчиваются суицидом.

Пустота в душе, которую формирует современность, только усугубляет причины суицида. Человек пытается заполнить духовную пустоту (забывая о том, что именно душа вырабатывает наши отношения с окружающим миром) и не может. В конце концов он приходит к выводу, что жизнь бессмысленна, не имеет никакой ценности ни для себя, ни для других, и решает ее закончить, наверное, убеждая себя, что это наилучший выход из создавшейся ситуации и для него, и для окружающих. По крайней мере, в этот момент человеку так кажется.

Церковь всегда отличала самоубийство как грех к смерти (1 Ин. 5, 16), потому что совершивший его не имеет возможности принести покаяния в содеянном. С древности святые отцы запрещали молиться за тех, кто самостоятельно отринул священный дар Божий – дар жизни.

У каждого из нас есть свой порог боли и страха. Маленькие дети, например, боятся того, что не пугает взрослых. Человек сам выбирает свой путь, направляет свою жизнь в определенное русло, рамки, выстраивает ее по своему плану и доводит себя до состояния, как говорят, «залезть в бутылку». Он идет далее, но для решения всех своих проблем находит единственный выход... Самое ужасное то, что в уходе из жизни он не усматривает ничего плохого. Это, на первый взгляд, его воля, его видение, что так будет лучше. Своеобразный способ решения какой-то проблемы. То есть человек, потеряв ценности, веру, поддержку близких, доходит до какой-то черты, которую решается, в конце концов, переступить. Но это не возникает в одночасье. Предшественниками являются стрессы, депрессии, проблемы… 

Человек своей греховной жизнью доведен до состояния, когда он не понимает, что происходит, у него меняется восприятие реальности. Это состояние одержимости бесом, происходит деградация ума, как у первых людей вследствие грехопадения. «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся» (Быт. 3, 8-10). Здесь мы наглядно видим, как грех затмевает ум: человек решает скрыться в кустах от Всемогущего Господа. И не смотря на попытки Бога привезти его к покаянию, человек начинает оправдываться. «Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3, 12-13)

Если для человека заповеди Божии, страдание родственников, близких, детей, которые будут переживать после его ухода, не важны, то и сама жизнь не представляет для такого человека ценности. С юридической точки зрения, уход из жизни не является преступлением, но это злодеяние со стороны Закона Божиего. Возьмем, к примеру, людей, совершающих преступление. Если бы они знали последствия, скажем, ограбления, сроки пребывания в тюрьме, вряд ли решились на неблаговидный поступок. Но людей которые пребывают в таких страстях не пугает наказание, воля постепенно порабощается греховными страстями, и человек окончательно отпадает от Бога и грех становится не препятствием для входа в Рай, а образом жизни!

Так же следует привезти в пример и такой опыт в человеческом бытии как эвтаназия. Эвтаназия – практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием и испытывающего вследствие этого заболевания невыносимые страдания, по его просьбе.

Выделяются два основных вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии) и активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Помимо этого, необходимо различать добровольную и недобровольную эвтаназию. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе больного или с предварительно высказанного согласия (например, в США распространена практика заранее и в юридически достоверной форме выражать свою волю на случай необратимой комы). Недобровольная эвтаназия осуществляется без согласия больного, как правило, находящегося в бессознательном состоянии. Она производится на основании решения родственников, опекунов и т. п. Совет по этике и судебным делам Американской медицинской ассоциации допускает при этом, что эти решения могут быть «не обоснованными». Однако, в случае «компетентного решения», считается, что люди имеют право принимать решения, которые другие считают неразумными, поскольку их выбор проходит через компетентно обоснованный процесс и совместим с их личными ценностями.

Как правило, сторонники такой практики обосновывают этот опыт как избавление от мучений! Но вспомним евангельскую историю, как один из разбойников раскаялся на кресте «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал. И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 39-41).

Мы видим как покаяние спасает человека, но разбойник после раскаяния еще претерпевал страдания на кресте и мучительную смерть вместе с Господом Иисусом. Здесь мы наглядно видим исполнение слов Христа «претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Следовательно для христианина страдания должно претерпевать для спасения, а эвтаназия есть ни что иное как уловка хитрого змея, для пагубления человека, под видом акта милосердия, избавления от несчастий и страданий. Суицид так же есть сети вражии, т.к. человек без веры и твердого стержня Духа, не может опереться на Бога и Его доброй и спасительной воли, в трудной ситуации, он идет на этот душегубительный поступок.

Задача Церкви и ее пастырей оградить человека от сетей пагубы, нести Слово Божие в мир всей твари. Духовно-нравственное воспитание должно насаждать в человеке с момента его зачатия, ведь «сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого – зло от юности его» (Быт. 8, 21) и поэтому важно не упускать этот момент не на секунду. Зачастую, люди пренебрежительно относятся к воспитанию своих чад, да что люди, само духовенство не заботиться о вверенной им Господом пастве!  В притче о сеятеле Сам Господь говорит, что семя Слова Божия сеется в сердце человеческое и хранится им, если оно чисто, или похищается из него диаволом, если оно не умеет и не достойно хранить его, задача пастырей Церкви ровно как и родителей и восприемников, научить человека , сделать его сердце достойным хранить семя Слова Божия! Сейчас мы наглядно видим как слова пророка исполняются «Ибо огрубело сердце народа сего, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Ис. 6, 10).

Как ныне трудно дается проповедовать в мире, трудно исполнить закон Христов «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа,  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28, 19-20). Диавол перекрывает нам способы проповеди как и через различные препятствия вроде законопроектов о запрете проповеди за пределами храмов, так и различными политическими ходами, которые мы видим сейчас на примере наших братьев в земле Украинской. Равнодушие людей к Церкви, которое  возникло из-за того что само духовенство не воспользовалось моментом свободы слова и не насадило доброе семя в эпоху возрождения веры, из под гнета Советского Союза. Перед нами стоит не простая задача вернуть людей в лоно Матери Церкви и привезти еще многих овец, которые «яже не суть от двора сего» (Ин. 10, 16). Для этого да потрудимся со всяким усердием, для спасения людей, чтобы человек в самой сложной ситуации не прибегал к греховным деяниям, а обремененный заботами приходил ко Христу для успокоения, и принятия Его благого ига легкого бремени, дабы нам вместе с ними услышать слова Господа «приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25, 31).

Икона дня



Календарь







© 2017-2018 Отдел по делам молодежи Кокшетауской епархии.